Перейти к основному содержанию

Статья 9.2 КоАП РФ. Нарушение требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации

Новая редакция Ст. 9.2 КоАП РФ

Нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Статье 9.2 КоАП РФ

1. К категории "гидротехнические сооружения" относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

Безопасность гидротехнических сооружений является свойством гидротехнических сооружений, позволяющим обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, с учетом критериев оценки безопасности и разработки (осуществления) мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения (ФЗ от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 18.12.2006) "О безопасности гидротехнических сооружений" // Российская газета. 1997. 29 июля; 2005. 13 мая).

Перечень нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений закреплен в статье 19 ФЗ N 117-ФЗ.

Обязательным является декларирование безопасности гидротехнических сооружений, аварии которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации. При этом основным документом является декларация безопасности, которая обосновывает безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяет характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации на основании Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержден Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. N 1303 (Российская газета. 1998. 26 ноября).

2. Соответствующая сфера правоотношений основывается на совокупности нормативно-правовых актов, в том числе приведенных в качестве примеров ниже.

Так, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для регулирования водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему, и обеспечения консервации или ликвидации гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, связанных с прекращением использования водного объекта (Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ // Российская газета. 2006. 8 декабря).

Кроме того, ограничены в обороте и земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений (подп. 10 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 04.12.2006) (Российская газета. 2001. 30 октября; 2006. 8 декабря)). В отношении таких земельных участков право собственности может принадлежать также субъекту Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, а в случаях, предусмотренных законом, - и частным лицам (абз. 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ). Иные земельные участки в составе земель водного фонда могут принадлежать лицам на праве частной, государственной и муниципальной собственности, что подтверждается и п. 8 Постановления Правительства РФ от 23 ноября 1996 N 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах" (Российская газета. 1996. 11 декабря).

В рамках действия Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 18.12.2006) (Российская газета. 2004. 30 декабря; 2006. 8 декабря) введена статья 48.1, где к особо опасным и технически сложным объектам относятся в том числе и гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.

Права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничение (обременение), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов в установленном законом порядке на основании совокупности положений Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 04.12.2006) (Российская газета. 2006. 8 июня) и ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 18.12.2006) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Российская газета. 1997. 30 июля).

Базовые положения по взаимодействию гидротехнических сооружений и мелиоративных систем закреплены в ФЗ от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (ред. от 18.12.2006) (Российская газета. 1996. 18 января). Где под отдельно расположенными гидротехническими сооружениями подразумеваются инженерные сооружения и устройства, не входящие в мелиоративные системы, обеспечивающие регулирование, подъем, подачу, распределение воды потребителям, отвод вод с помощью мелиоративных систем, защиту почв от водной эрозии, противоселевую и противооползневую защиту.

3. Органы государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляют надзор и контроль за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, за исключением гидротехнических сооружений, полномочия на осуществление надзора за которыми переданы органам местного самоуправления.

Для проверки гидротехнических сооружений органы надзора за безопасностью гидротехнических сооружений могут формировать инспекционные комиссии.

При проверке гидротехнических сооружений осуществляется контроль за деятельностью собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций, а также подрядных организаций при эксплуатации гидротехнических сооружений, их восстановлении или консервации в целях оценки соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений.

Проверка выполняемых работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте гидротехнических сооружений осуществляется уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

4. Дела об административных правонарушениях рассматриваются на основании процессуальных документов (см. комментарии к главе 23 и статье 28.3 КоАП).

5. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье граждан, окружающая среда и безопасность гидротехнических сооружений, хозяйственных объектов.

Объективную сторону правонарушения составляют действия или бездействие, выраженные в нарушении норм и правил, необходимых к соблюдению для обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, при проектировании, строительстве, эксплуатации, ремонте, реконструкции и т.д.

Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица и юридические лица.

Субъективная сторона деяния выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

Другой комментарий к Ст. 9.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена комментируемой статьей, является безопасность гидротехнических сооружений, под которой в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. "О безопасности гидротехнических сооружений" понимается свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

2. Предметом правонарушения являются гидротехнические сооружения, которые включают в себя: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

3. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение заключается в нарушении норм и правил, которые должны соблюдаться для обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. Совершено указанное правонарушение может быть путем действия и бездействия.

4. Государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений постановлением Правительства РФ от 16 октября 1997 г. "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений" был возложен на:

Федеральный горный и промышленный надзор России - по поднадзорным организациям, производствам, объектам и работам;

Министерство энергетики РФ - по гидравлическим и тепловым электростанциям;

Министерство природных ресурсов РФ - по организациям, производствам и объектам остальных отраслей экономики;

Министерство транспорта РФ - по судоходным гидротехническим сооружениям.

Органы надзора за безопасностью гидротехнических сооружений могут запрещать или ограничивать деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию водохозяйственных объектов либо ведущих хозяйственную или иную деятельность в руслах рек и на прилегающих к ним территориях ниже и выше плотины, если такая деятельность может оказывать неблагоприятное воздействие на безопасность указанных объектов.

5. Основными требованиями к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений являются:

обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;

представление декларации безопасности гидротехнических сооружений, т.е. документа, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности сооружения с учетом его класса;

разрешительный порядок (на основании лицензии) осуществления деятельности по проектированию, строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений;

непрерывность эксплуатации указанных сооружений;

осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих указанные сооружения;

ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня и др.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" не предусматривает в качестве лицензируемых видов деятельности проектирование, строительство и эксплуатацию гидротехнических сооружений.

6. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

7. Субъектами правонарушения могут быть и граждане, и должностные лица, и юридические лица.