Перейти к основному содержанию

Статья 8.22 КоАП РФ. Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума

Новая редакция Ст. 8.22 КоАП РФ

Допуск к полету воздушного судна, выпуск в плавание морского судна, судна внутреннего водного плавания или маломерного судна либо выпуск в рейс автомобиля или другого механического транспортного средства, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Комментарий к Статье 8.22 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при эксплуатации механических транспортных средств. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия, т.е. выпуск с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть должностные лица.

2. Воздушное судно в соответствии с Воздушным кодексом РФ <74> представляет собой летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации определяются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также юридическими лицами и гражданами, участвующими в разработке, испытаниях, серийном производстве, приемке, эксплуатации и ремонте гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов. Гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам), выданных на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) и подтверждающих соответствие этих воздушных судов действующим в РФ требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и охране окружающей среды. Порядок допуска к эксплуатации гражданских воздушных судов, в том числе на условиях аренды, устанавливается федеральными авиационными правилами. Допуск к эксплуатации государственных воздушных судов осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом в области обороны (ст. 32, ст. 35, ст. 36).
--------------------------------
<74> СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383; см. с изм. и доп.

3. Под морским судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Органы технического надзора и классификации судов издают правила о классификации и постройке судов, надзоре за судами, находящимися в эксплуатации, об изготовлении материалов и изделий для судов. Необходимо отметить, что органы технического надзора и классификации судов имеют право при невыполнении указанных правил запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и других судовых технических средств и изымать разрешающие их эксплуатацию, ранее выданные такими органами документы. Органы технического надзора и классификации судов действуют на основании утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области транспорта учредительных документов. Судно может быть допущено к плаванию только после того, как будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания (ч. 1 ст. 7, ч. 2, ч. 3 ст. 22, п. 1 ст. 23 КТМ РФ).

4. Судно внутреннего водного плавания представляет собой самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода (ч. 4 ст. 3 КВВТ РФ). Судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства. Судовладелец обязан обеспечить безопасную практику эксплуатации судов (абз. 1 ч. 1 ст. 34, п. 2 абз. 2 ч. 1 ст. 34 КВВТ РФ). Подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца. Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта РФ. Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов. Органы технического надзора и классификации судов РФ издают утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта правила о проектировании, постройке, ремонте и об эксплуатации судов, за которыми должен осуществляться технический надзор, и правила об изготовлении материалов и изделий для установки на судах. Органы технического надзора и классификации судов РФ имеют право при невыполнении указанных в п. 4 ст. 35 правил запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и технических средств, а также не выдавать или аннулировать ранее выданные ими разрешающие эксплуатацию судов документы (ч. 2 ст. 34, п. 4 - п. 5 ст. 35 КВВТ РФ).

5. Механическое транспортное средство, согласно Правилам дорожного движения РФ, утв. Постановлением Совмина - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 <75>, представляет собой транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется на любые тракторы и самоходные машины. Под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (п. 1.2 (11), п. 1.2 (39)).
--------------------------------
<75> САПП РФ. 1993. N 47. Ст. 4531; см. с изм. и доп.

Другой комментарий к Ст. 8.22 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, является экологическая безопасность жизнедеятельности, связанная с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума.

2. О том, что юридические лица (их должностные лица) при производстве транспортных или иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических выбросов, говорит Федеральный закон от 4 мая 1999 г. "Об охране атмосферного воздуха". При этом под техническим нормативом выброса понимается норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели. Шум является одной из составляющих частей понятия "вредное физическое воздействие на атмосферный воздух", предусмотренного указанным Федеральным законом, и выражается в грохоте, свисте, гуле, треске и т.д.

3. Объективная сторона правонарушений, содержащихся в ст.8.22, заключается в: допуске к полету воздушного судна, у которого содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого им при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации; выпуске в плавание морского судна или судна внутреннего водного плавания или маломерного судна, обладающего вышеуказанными недостатками в работе; выпуск в рейс автомобиля или другого механического транспортного средства, имеющего те же недостатки.

4. При этом под указанными в п.3 комментируемой статьи допуском к полету, выпуском в плавание или в рейс различных транспортных или иных механических средств понимается не только выпуск в непосредственную эксплуатацию указанных технических средств, но и производство таких транспортных средств.

5. Субъективная сторона административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

6. Субъектами комментируемого правонарушения являются должностные лица коммерческих и некоммерческих организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в должностные обязанности которых входит соответственно допуск к полету воздушного судна, выпуск в плавание морского судна, судна внутреннего водного плавания или маломерного судна либо выпуск в рейс автомобиля или другого механического средства. Кроме того, ответственность по указанной статье должны нести и такие должностные лица, которые отвечают за производство соответствующих транспортных и других передвижных механических средств в соответствии с государственными нормами, стандартами и иными правилами.