Перейти к основному содержанию

Статья 21.2 КоАП РФ. Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет

Новая редакция Ст. 21.2 КоАП РФ

Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Комментарий к Статье 21.2 КоАП РФ

Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу, определены в статье 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". В частности, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.

Оповещение граждан о вызове в военный комиссариат для первоначальной постановки на воинский учет производится повестками военного комиссариата района по форме N 11, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 06.09.1999 N 400 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. N 587 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" (вместе с Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации не пребывающих в запасе, Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера (ред. от 28.02.2003) (Российская газета 2000. 27 января)).

Вручение гражданам, подлежащим первоначальной постановке на воинский учет, повесток военного комиссариата производится через должностных лиц органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, руководителей организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, руководителей и должностных лиц организаций, ответственных за военно-учетную работу, в которых граждане работают (учатся), или непосредственно гражданам, как правило, не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки на комиссию по постановке граждан на воинский учет. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане, не обучающиеся в образовательных учреждениях.

Также граждане, вызываемые для первоначальной постановки на воинский учет, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе соответствующие документы (Типовой порядок организации работы призывного пункта в ходе первоначальной постановки граждан на воинский учет приведен в приложении N 1 к Инструкции).

Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата.

Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военного комиссариата (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.

Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.

Указом Президента РФ от 15.10.1999 N 1372 (ред. от 17.06.2000) "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" (Российская газета. 2000. 27 июня) военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных округах и равных им административных образованиях и входят в состав военных округов, на территории которых они находятся.

Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, передаются органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом.

Координация деятельности по осуществлению первичного воинского учета и контроль за осуществлением переданных полномочий осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в порядке, определяемом положением о воинском учете.

Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

В случае если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет.

Для более детального рассмотрения данного вопроса можно обратиться к Федеральному закону от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "Об обороне" (СЗ РФ. 03.06.1996. N 23. Ст. 2750); Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ (ред. от 25.10.2006) "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (СЗ РФ. 03.03.1997. N 9. Ст. 1014); Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" (СЗ РФ. 20.11.2006. N 47. Ст. 4894).

Другой комментарий к Ст. 21.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок воинского учета.

2. Объективная сторона состава рассматриваемого правонарушения может включать как неисполнение должностным лицом организации либо органа местного самоуправления обязанности по надлежаще оформленному (под расписку) оповещению гражданина о вызове его по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, так и осуществление руководителем либо иным должностным лицом противоправных действий, препятствующих явке оповещенного гражданина в военный комиссариат.

В первом случае для субъекта правонарушения характерно наличие у него обязанности ведения воинского учета либо указание на то, что данное должностное лицо отвечает за ведение и состояние воинского учета в рамках своей функциональной компетенции. Во втором случае между должностным лицом, являющимся субъектом правонарушения, и гражданином, вызываемым в орган, осуществляющий воинский учет, обязательны отношения соподчиненности.

В соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г., оповещение граждан о вызовах в военный комиссариат является обязанностью органов местного самоуправления.

Согласно Положению о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 г., вручение повесток производится под расписку по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций, а также ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов местного самоуправления, как правило, не позднее чем за три дня до назначенного срока явки призывников на заседание призывной комиссии или призывной пункт.

Оповещение призывников должно быть завершено до начала работы призывной комиссии. Вызову на заседание призывной комиссии подлежат все призывники. После оповещения призывников глава органа местного самоуправления утверждает подготовленный военным комиссариатом график работы призывной комиссии и листы явки призывников с указанием дней работы призывной комиссии.

В случае уклонения призывника от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссар направляет соответствующие материалы прокурору по месту жительства призывника для решения вопроса о привлечении его в соответствии с законодательством РФ к ответственности.

3. Субъектом правонарушения являются должностные лица предприятий, учреждений, организаций любой формы собственности, не обеспечившие по требованию военных комиссариатов оповещение граждан о их вызове в военные комиссариаты либо препятствующие своевременной явке вызываемых граждан на сборные пункты, призывные участки.

4. Согласно п.1 ст.83 Трудового кодекса РФ призыв работника на военную службу является основанием для прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: в этом случае администрация обязана расторгнуть трудовой договор (контракт), заключенный на неопределенный срок, в срок, указанный в заявлении работника, а по его истечении - выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет, выплатив работнику выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч.3 ст.178 Трудового кодекса РФ).

Неисполнение либо несвоевременное исполнение данных обязанностей должностными лицами администрации, препятствующее явке граждан на сборные пункты, призывные участки в сроки, указанные в повестке военного комиссариата, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную комментируемой статьей.

5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.