Перейти к основному содержанию

Статья 18.16 КоАП РФ. Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах)

Новая редакция Ст. 18.16 КоАП РФ

1. Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), выразившееся в предоставлении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства, либо иным юридическим лицом или его должностным лицом, либо иным лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно привлекаемым к трудовой деятельности, осуществляемой на торговом объекте (в том числе в торговом комплексе), либо в выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно осуществляющим указанную деятельность, разрешения на ее осуществление или в допуске в иной форме к осуществлению указанной деятельности, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

2. Предоставление лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения другому юридическому лицу или другому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые не имеют разрешение на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд иностранных работников либо которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу или патента, если такое разрешение или такой патент требуются в соответствии с федеральным законом, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

3. Нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, -

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Примечание. В случае нарушения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в отношении двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, предусмотренная частями 1 и 3 настоящей статьи, наступает за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Комментарий к Статье 18.16 КоАП РФ

1. В соответствии со статьей 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд, однако при этом обязательным условием выступает соблюдение законодательства Российской Федерации, и в частности действующих норм права, в рамках осуществления трудовой деятельности.

В целях обеспечения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности и выдачи иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на ее осуществление или допуска в иной форме к осуществлению указанной деятельности установлена ответственность за их нарушение.

Согласно части 3 статьи 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Иными словами, правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется как общим, так и специальным законодательством.

2. Необходимо определить, какие объекты относятся к категории торговых объектов, например крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты, в том числе обособленные объекты организации розничной торговли, размещенные на земельных участках и не подлежащие перемещению в течение всего периода времени, предусмотренного договорами на их размещение (установку) и (или) договорами их аренды или субаренды (палатки, ларьки, контейнеры, боксы и т.д.).

Технические характеристики разновидностей данных торговых объектов могут быть выражены следующим образом:

1) стационарные павильоны (объекты недвижимости), состоящие из длинных залов (галерей) для обслуживания и прохода покупателей, по бокам которых расположены закрывающиеся роллетами обособленные павильоны с прилавками, за которыми находятся продавцы. Снаружи данных павильонов по периметру расположены встроенные торговые павильоны, закрывающиеся роллетами, с прилавками, за которыми находятся продавцы, а также встроенные магазины;

2) стационарные павильоны (объекты недвижимости), имеющие один большой торговый зал для обслуживания и прохода посетителей, в котором находятся прилавки для торговли мясом, рыбой, овощами;

3) капитальный навес (объект недвижимости) с асфальтированной площадкой, под которым расположены передвижные прилавки;

4) асфальтированные открытые площадки, предназначенные для сдачи в аренду под установку киосков, палаток, переносных прилавков, трейлеров и автофургонов;

5) стационарные магазины.

3. Регламентация правового положения иностранных граждан, их пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе в части предоставления им определенных видов разрешений на осуществление трудовой деятельности, регламентируется ФЗ от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (ред. 06.01.2007) (Российская газета. 2002. 31 июля).

Согласно ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации сторонами трудовых отношений являются:

а) работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем:

- иностранные граждане, прибывшие на территорию РФ в общем порядке (ст. 13);

- иностранные граждане, прибывшие на территорию РФ в порядке, не требующем виз (ст. 13.1);

- исключительные категории иностранных граждан (ст. 13);

б) работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В данном случае работодателем является физическое или юридическое лицо:

- получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

- использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров.

В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

На основании статьи 13 ФЗ N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Такое разрешение выдается:

- Федеральной миграционной службой Российской Федерации или ее территориальными органами при наличии заключения соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения;

- Федеральной миграционной службой Российской Федерации при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами транспорта, - если это разрешение на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов;

- территориальным органом Федеральной миграционной службы Российской Федерации при условии внесения работодателем или заказчиком работ (услуг) на специально открываемый федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции счет средств, необходимых для обеспечения выезда иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации, - в случае если разрешение выдается временно пребывающему в Российской Федерации иностранному гражданину. В таком случае после выезда иностранного работника из Российской Федерации средства возвращаются работодателю или заказчику работ (услуг) по истечении срока договора, а иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, - по предъявлении проездных документов, подтверждающих оплату выезда иностранного работника из Российской Федерации.

Разрешениями устанавливаются квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий, нанимаемых работодателями для работы на территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения.

Для получения разрешения работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в Федеральную миграционную службу России:

заявление;

предложение (заключение) соответствующих органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранной рабочей силы;

проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников. При этом условия, оплата и охрана труда иностранных граждан, их социальное обеспечение и страхование определяются нормами законодательства Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами.

Решение о выдаче разрешений принимается Федеральной миграционной службой России в течение 30 дней со дня подачи работодателем соответствующих документов. В случае если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи указанных документов.

Мотивированный отказ в выдаче разрешения направляется работодателю в письменном виде в течение 5 дней после принятия решения об отказе в выдаче разрешения.

Разрешения выдаются, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения. Федеральная миграционная служба России направляет в соответствующие дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за границей информацию о выданных разрешениях, которая является основанием для получения иностранными гражданами въездной-выездной визы с правом найма на работу.

Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, перечень которых четко определен действующим законодательством РФ.

В рамках статьи 13.1 ФЗ N 115-ФЗ разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, может быть выдано:

- Федеральной миграционной службой Российской Федерации;

- территориальным органом Федеральной миграционной службы Российской Федерации;

- Федеральной миграционной службой Российской Федерации при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами транспорта, - если это разрешение на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов.

Основанием для выдачи разрешения указанному иностранному гражданину является его заявление о выдаче ему разрешения на работу, где указываются следующие сведения:

- фамилия, имя, отчество и дата рождения иностранного гражданина;

- гражданство или государство постоянного (преимущественного) проживания иностранного гражданина;

- адрес постоянного места жительства иностранного гражданина;

- период осуществления иностранным гражданином трудовой или предпринимательской деятельности;

- сведения о наличии разрешения на работу (с предъявлением подлинника) - для иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя и выступающего как работодатель или заказчик работ (услуг);

- вид деятельности;

- место работы;

- сведения о работодателе или заказчике работ (услуг);

- сведения о наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников (с предъявлением подлинника) - для работодателя или заказчика работ (услуг), в том числе для иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя и выступающего как работодатель или заказчик работ (услуг);

- сведения об условиях привлечения и использования иностранного работника или сведения о предстоящей предпринимательской деятельности иностранного гражданина.

Такое заявление подается:

- лично иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы,

- либо через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации,

- либо через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина.

Одновременно с заявлением иностранным гражданином представляются:

- документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

- миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;

- квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу.

Отказ в приеме от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на работу возможен только в случае, если он не предоставил вышеназванные документы, в остальных случаях такой отказ не допускается.

По результатам рассмотрения заявления Федеральная миграционная служба Российской Федерации или ее территориальный орган в течение десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на работу, принимает одно из следующих решений:

- о выдаче ему разрешения на работу;

- об отказе в выдаче такого разрешения. Такое решение может быть обжаловано в Федеральную миграционную службу Российской Федерации или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином уведомления об отказе в выдаче разрешения.

Разрешение на работу выдается иностранному гражданину лично по предъявлении им документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве. После чего Федеральная миграционная служба Российской Федерации или ее территориальный орган направляют информацию о выданных иностранным гражданам разрешениях на работу в орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Привлечение и использование работодателями или заказчиками работ (услуг) для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, происходит в уведомительном порядке, т.е. без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников. В данном случае работодатели или заказчики работ (услуг) уведомляют о привлечении и использовании иностранных работников территориальный орган Федеральной миграционной службы Российской Федерации и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

4. В качестве ответственности за совершение данных административных правонарушений предусмотрены следующие виды административных наказаний в соответствии со статьями 3.5 и 3.12 КоАП (см. комментарии). На основании ФЗ от 05.11.2006 N 189-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушения порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)" (Российская газета. 2006. 9 ноября) были внесены дополнения в абзац первый части 1 статьи 3.12, где установлено, что административное приостановление деятельности применяется в случае совершения административного правонарушения в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах).

5. Объектом рассматриваемого правонарушения выступают правила осуществления деятельности на торговых объектах, относительно иностранных граждан и лиц без гражданства.

Объективную сторону правонарушения составляют действия, выраженные в нарушении установленного порядка привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности и предоставления им торговых мест на торговых объектах.

Субъектом правонарушения выступают должностные лица и физические лица.

Субъективная сторона деяния выражается в форме прямого умысла.

Другой комментарий к Ст. 18.16 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

Комментарий к статье 18.16 КоАП в процессе написания. Заходите позже.