Перейти к основному содержанию

Статья 16.16 КоАП РФ. Нарушение сроков временного хранения товаров

Новая редакция Ст. 16.16 КоАП РФ

Нарушение сроков временного хранения товаров -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.

Комментарий к Статье 16.16 КоАП РФ

1. Временное хранение товаров - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до их помещения под иную таможенную процедуру. Как правило, срок временного хранения составляет два месяца (ст. 99 ТК). По мотивированному запросу лица он может быть продлен до четырех месяцев. Срок хранения скоропортящихся товаров устанавливается в пределах срока их годности, но не более двух месяцев.

2. Таможенный орган вправе с учетом времени, необходимого на подачу таможенной декларации, вида товаров уменьшить срок нахождения товаров и транспортных средств на складе временного хранения.

Таможенным кодексом предусмотрены и особые сроки временного хранения. Так, предельный срок хранения товаров, запрещенных к ввозу на территорию РФ, составляет трое суток.

Другой комментарий к Ст. 16.16 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения является порядок таможенного оформления товаров, срок нахождения которых на временном хранении истек.

2. О сроках нахождения товаров и (или) транспортных средств на временном хранении см. п.2 комментария к ст.16.14.

3. В период временного хранения товаров и (или) транспортных средств лицо должно принять меры к их таможенном оформлению или выпуску.

Под такими мерами, в частности, понимаются: декларирование (см. комментарий к ст.16.2), уплата причитающихся таможенных платежей; представление таможенному органу необходимых для таможенных целей документов и сведений (см. комментарий к ст.16.12); фактические действия по получению товаров и (или) транспортных средств со склада временного хранения (СВХ) в порядке, установленном разд.IX "Положения о временном хранении".

4. Объективную сторону правонарушения образует противоправное бездействие, заключающееся в непринятии предусмотренных таможенным законодательством мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств в установленный срок.

Данное правонарушение является длящимся.

5. Субъектом правонарушения является лицо, перемещающее товары и (или) транспортные средства (о понятии такого лица см. п.9 комментария к ст.16.2).

6. Субъективная сторона данного правонарушения для физических лиц характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

При привлечении к ответственности юридических лиц следует иметь в виду, что в случае, если будет установлено, что лицом принимались все зависящие от него меры по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств (например, была заполнена и подана в таможенный орган таможенная декларация; предпринимались меры по получению кредитов для уплаты таможенных платежей; совершались действия по получению разрешений и сертификатов, необходимых в качестве документов для таможенных целей, и т.д.), но это, тем не менее, не привело к оформлению и выпуску, должен быть рассмотрен вопрос о невиновности лица в соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ.

7.

8. 11 марта 1998 г. Конституционным Судом РФ было принято постановление "По делу о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях", которым была признана не соответствующей Конституции РФ ст.266 Таможенного кодекса РФ, поскольку она предусматривает в качестве меры административной ответственности конфискацию товаров и транспортных средств, назначаемую без судебного решения и являющуюся несоразмерной деянию, указанному в данной статье. Состав правонарушения, предусмотренного ст.266 ТК РФ, аналогичен составу правонарушения по ст.16.16 КоАП РФ. В настоящее время внесудебный порядок применения конфискации в КоАП РФ устранен.

Вместе с тем нельзя не отметить, что внесудебный порядок применения конфискации был лишь одним из оснований для признания ст.266 ТК РФ не соответствующей Конституции РФ. В указанном постановлении Конституционный Суд РФ также отмечал, что диспозиция ст.266 ТК РФ носит отсылочный характер, в ней непосредственно не излагаются требования, невыполнение которых влечет конфискацию. При этом для того, чтобы установить нарушение режима склада временного хранения и привлечь к ответственности на основании данной нормы, необходимо обращаться не только к другим статьям ТК РФ, но и к подзаконным актам, так как ТК РФ предоставляет самим таможенным органам право устанавливать иные, помимо прямо перечисленных в нем, таможенные правила и ответственность за их нарушение.

Следовательно, предусмотренный в ст.266 ТК РФ режим может регулироваться не законом, а решениями таможенных органов, которым тем самым предоставляются широкие дискреционные полномочия, дающие возможность фактического расширения оснований привлечения к ответственности и применения в качестве санкции конфискации имущества. Таким образом, диспозиция данной нормы, не устанавливая заранее точные условия, при которых может иметь место ответственность за нарушение режима склада временного хранения, т.е. являясь неопределенной, позволяет вводить ограничения конституционного права собственности не только законом.

Нельзя не признать, что приведенная правовая позиция Конституционного Суда РФ по-прежнему во многом актуальна и не в полной мере воспринята законодателем.