Перейти к основному содержанию

Статья 16.1 КоАП РФ. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки

Новая редакция Ст. 16.1 КоАП РФ

1. Нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию Таможенного союза путем их ввоза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств - членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки при их убытии с таможенной территории Таможенного союза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств - членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа, -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

4. Утратила силу.

Примечания:

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. Для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Комментарий к Статье 16.1 КоАП РФ

Глава 16 КоАП содержит 22 статьи и посвящена административным правонарушениям в области таможенного дела (нарушениям таможенных правил).

1. Норма комментируемой статьи предусматривает административную ответственность в виде штрафа и конфискации товаров за наиболее опасный состав правонарушения в таможенной сфере. Состав данного правонарушения граничит с уголовным преступлением (ст. 188 Уголовного кодекса "Контрабанда"). Контрабандой является перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов (стоимость перемещенных товаров в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей), совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации.

Таким образом, если стоимость товаров или транспортных средств, незаконно перемещаемых гражданином через таможенную границу РФ, превышает двести пятьдесят тысяч рублей либо если товары включены в перечень ч. 2 ст. 188 УК, в этих случаях правонарушитель подлежит уголовной ответственности.

Под перемещением через таможенную границу РФ понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию или вывозу с этой территории товаров, транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи.

Под товарами в Таможенном кодексе понимается любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии, а также транспортные средства за исключением специально оговоренных случаев.

Транспортными средствами, согласно ТК, являются только средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.

2. Объектом данного правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также порядок их таможенного контроля.

Таможенный контроль определяется как совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат таможенному контролю. Моментом начала таможенного контроля и его завершения являются сроки, установленные ст. 192 ТК РФ. Предметами данного правонарушения являются товары и транспортные средства, в отношении которых нарушены таможенные правила.

3. Объективную сторону правонарушения составляет перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу помимо либо с сокрытием от таможенного контроля.

Данная статья содержит конкретные способы сокрытия товаров и транспортных средств: перемещение путем использования тайников, иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, или путем придания одним товарам вида других, либо с представлением таможенному органу поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, документов, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам, или иных недействительных документов, либо с использованием поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам.

4. Субъектами правонарушения могут быть физические лица, должностные лица и юридические лица. Наиболее распространенным субъектом данного правонарушения являются таможенные перевозчики (ст. 18 ТК). Субъективная сторона правонарушения, совершенного физическим лицом, характеризуется умыслом. Дела по данной статье рассматриваются судьей, которому законодательно дана возможность назначения нескольких вариантов административного наказания:

основное наказание в виде штрафа, налагаемого на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

основное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

1. Объектом правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также порядок их таможенного контроля.

2. Под перемещением через таможенную границу РФ в Таможенном кодексе понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи.

К указанным действиям относятся:

при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию РФ и при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ - фактическое пересечение таможенной границы РФ;

при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории РФ и при ввозе товаров или транспортных средств с остальной части таможенной территории РФ на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады - подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства (п.1 ст.18 ТК).

3. Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, а также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения. В пределах означенной территории Россия в отношении таможенного дела обладает исключительной юрисдикцией.

Таможенной границей является условная линия, очерчивающая пределы таможенной территории РФ. Таможенная граница может быть внешней, отделяющей таможенную территорию РФ от аналогичных территорий сопредельных государств, и внутренней, проходящей по периметру свободных таможенных зон и свободных складов. Следует иметь в виду, что таможенная граница - юридическое понятие, в отличие, например, от государственной границы - реальной линии, обозначенной на местности.

4. Таможенным кодексом (п.16 ст.18) таможенный контроль определяется как совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, а также законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.

Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ (за рядом исключений, определенных Таможенным кодексом РФ) подлежат таможенному контролю.

Товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем:

при ввозе - с момента пересечения таможенной границы и, как правило, до их выпуска в соответствии с избранным таможенным режимом;

при вывозе - с момента принятия таможенной декларации (т.е. заявления таможенного режима, предполагающего вывоз) и до пересечения ими таможенной границы.

5. Предметами рассматриваемого и иных правонарушений, установленных данной главой КоАП РФ, являются товары и транспортные средства, в отношении которых нарушены таможенные правила. Понятия "товар" и "транспортное средство" используются в специальных значениях, принятых в Таможенном кодексе (п.1 и 4 ст.18).

Под товарами в Таможенном кодексе понимается любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая тепловая, иные виды энергии, а также транспортные средства за исключением специально оговоренных случаев.

Транспортными средствами согласно Таможенному кодексу являются только средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование. Таким образом, те же транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ не в связи с осуществлением ими международной перевозки, а на основании договоров имущественного характера (например, купля-продажа автомобиля, лизинг воздушного судна и т.д.), рассматриваются с точки зрения таможенного законодательства в качестве товаров.

6. Орудиями совершения данного правонарушения являются товары и транспортные средства, используемые для сокрытия при перемещении через таможенную границу РФ предметов нарушения таможенных правил.

7. Объективная сторона правонарушения, по сути, содержит три самостоятельные группы противоправных действий.

Перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу:

помимо таможенного контроля;

с "физическим" сокрытием от таможенного контроля, т.е. путем использования способов, затрудняющих обнаружение товаров, или путем придания одним товарам вида других;

с "интеллектуальным" сокрытием от таможенного контроля, т.е. с обманным использованием документов или средств идентификации.

Перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу помимо таможенного контроля нарушает, в первую очередь, требования ст.27 ТК РФ о том, что пересечение таможенной границы допускается в местах, определяемых таможенными органами, и во время их работы. В иных местах и вне времени работы таможенных органов товары и транспортные средства могут пересекать таможенную границу только по согласованию с таможенным органом.

Физическое сокрытие от таможенного контроля осуществляется, согласно диспозиции данной статьи, одним из следующих способов:

путем использования тайников, т.е. мест незаконного перемещения товаров, специально для этого изготовленных (например, дополнительная полость в автомобиле, не предусмотренная заводской конструкцией), а также оборудованных или приспособленных для такого перемещения (например, оборудование чемодана двойным дном);

путем использованием иных способов, затрудняющих обнаружение товара при обычном визуальном осмотре без применения специальных технических средств таможенного контроля;

путем придания одним товарам вида других, т.е. посредством такого изменения внешних характерных признаков товаров, которое похволяет отнести их к товарам иного вида.

Интеллекутальное сокрытие от таможенного контроля заключается в перемещении через таможенную границу РФ товаров и (или) транспортных средств с представлением таможенному органу перечисленных в диспозиции данной статьи документов или обманным использованием средств идентификации.

Для квалификации правонарушения по данной статье представляемые таможенному органу документы должны быть:

поддельными документами, т.е. полностью изготовленными фальшивыми документами или подлинными документами, в которых данные искажены (подправлены,подчищены, дописаны и т.д.);

документами, полученными незаконным путем, т.е. в результате сообщения уполномоченному на их выдачу лицу заведомо ложных сведений, послуживших основанием для их выдачи, либо полученными в результате злоупотребления служебным положением или халатности со стороны лица, полномочного их выдавать;

документами, содержащими недостоверные сведения, т.е. документами, фактически являющимися подлинными (изготовленными на официальных бланках и содержащими все необходимые реквизиты), но в которых внесены сведения, не соответствующие действительности;

документами, относящимися к другим товарам и (или) транспортным средствам, т.е. документами, отвечающими всем предъявляемым требованиям, но относящимися при этом к иным товарам и (или) транспортным средствам, нежели те, вместе с которыми они представляются таможенному органу;

иными недействительными документами, т.е. документами, утратившими (или не приобретавшими) юридическую силу по иным основаниям, чем перчисленные выше.

Следует иметь в виду, что состав правонарушения образует не само по себе представление таможенному органу указанных документов. Такое представление должно находиться в причинно-следственной связи с незаконностью перемещения через таможенную границу, влиять на решение таможенного органа о возможности пропуска товаров и транспортных средств.

По данной статье также квалифицируется перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств с использованием полностью изготовленного фальшивого средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам (о средствах идентификации см. комментарий к ст.16.11).

8. Субъектами правонарушения могут быть юридические лица, должностные лица и физические лица.

Наиболее распространенным субъектом данного правонарушения являются перевозчики. В таможенном законодательстве под перевозчиком понимается лицо, фактически перемещающее товары либо ответственное за использование транспортного средства (п.11 ст.18 ТК). Практически перевозчик определяется таможенными органами исходя из соответствующих данных, содержащихся в товарно-транспортных документах.

9. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной.

При перемещении через таможенную границу помимо таможенного контроля вина физического лица проявляется в форме умысла или неосторожности.

При физическом и интеллектуальном сокрытии от таможенного контроля у физического лица может быть только умысел.

10. Дела по данной статье рассматриваются только судьей.

Законодатель предоставил ему возможность назначения нескольких вариантов административного наказания:

основное наказание в виде административного штрафа, налагаемого на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, дополнительное необязательное наказание в виде их конфискации, а также дополнительное обязательное наказание в виде конфискации товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения;

основное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

11.

Другой комментарий к Ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

12. Статьей 188 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за контрабанду. Из диспозиции названной статьи следует, что контрабандой, в частности, является перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов (стоимость перемещенных товаров превышает 500 минимальных размеров оплаты труда), совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации.

Контрабандой также признается перемещение через таможенную границу РФ наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации.