Перейти к основному содержанию

Статья 15.4 КоАП РФ. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации

Новая редакция Ст. 15.4 КоАП РФ

Нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Комментарий к Статье 15.4 КоАП РФ

Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;

4) о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Нотариусы, которые занимаются частной практикой, и адвокаты, которые учредили адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности.

Так, Приказом Федеральной налоговой службы от 9 ноября 2006 г. N САЭ-3-09/778@ "Об утверждении форм, рекомендуемых налогоплательщикам для сообщения сведений, предусмотренных п. 2 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации" <125> утверждены формы, которые рекомендуются налогоплательщикам для сообщения вышеназванных сведений в налоговые органы.
--------------------------------
<125> См.: Приказ Федеральной налоговой службы от 9 ноября 2006 г. N САЭ-3-09/778 "Об утверждении форм, рекомендуемых налогоплательщикам для сообщения сведений, предусмотренных п. 2 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации" // Нормативные акты для бухгалтера. 2006. N 23.

Как было сказано выше, налогоплательщик обязан информировать налоговый орган в течение 10-дневного срока об открытии или закрытии счета в банке. В соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса к счетам относятся расчетные (текущие) и другие счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. Однако из текста данной статьи не ясно, подпадают ли ссудный, депозитный или транзитный валютный счет под действие этой нормы и можно ли привлечь налогоплательщика за непредставление сведений об открытии подобных счетов.

Налоговые органы исходят из того, что о наличии таких счетов необходимо информировать налоговый орган. Данная позиция нашла отражение в письме ФНС России от 27 апреля 2005 г. N КБ-6-24/351@ <126>.
--------------------------------
<126> См.: письмо Федеральной налоговой службы от 27 апреля 2005 г. N КБ-6-24/351@ "О представлении информации по отдельным видам банковских счетов" // Экономика и жизнь. 2005. июнь.

Однако суд эту позицию не разделяет.

Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24 февраля 2004 г. N А56-29573/03 сделан следующий вывод:

"Специальный транзитный валютный счет не подпадает под определение понятия "счет", указанное в статье 11 Налогового кодекса, а следовательно, у налогоплательщика отсутствовала обязанность сообщать в налоговый орган об открытии названного счета".

К аналогичному выводу пришел ФАС Уральского округа. В его Постановлении от 17 июля 2003 г. N Ф09-2039/03-АК сказано: "Гражданским законодательством предусмотрено очень большое количество банковских счетов. Однако не каждый из них является счетом с позиций законодательства о налогах и сборах... Непредставление налогоплательщиком в налоговый орган сведений об открытии транзитного валютного счета в десятидневный срок не нарушает норм законодательства о налогах и сборах, а значит, не является налоговым правонарушением".

Другой комментарий к Ст. 15.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом посягательства выступают порядок представления сведений об открытии и закрытии счета в банке, нормальная деятельность органов по налогам и сборам, установленная Налоговым кодексом РФ.

2. Представление сведений об открытии и закрытии счета в банке обусловлено необходимостью осуществления налогового контроля. Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели, банки обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов в пятидневный срок со дня открытия или закрытия такого счета. Банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Операции по счетам в банке приостанавливаются для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора. Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Решение о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога. При этом указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии со ст.855 ГК РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

3. Объективная сторона характеризуется деянием (действием, бездействием) и выражается в несоблюдении налогоплательщиком, банком установленного пятидневного срока предъявления в налоговый орган информации об открытии и закрытии счета в банке; в открытии банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытии счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица.

4. Субъектами нарушения выступают должностные лица юридического лица; должностные лица банка или иной кредитной организации.

5. Субъективная сторона выражается в совершении указанных нарушений, как правило, умышленно. Например, открывая счет налогоплательщику при наличии налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица, должностное лицо банка, иной кредитной организации осознает противоправный характер своего действия, желает либо сознательно допускает это, либо безразлично относится к установленному сроку представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или закрытии счета в банке или иной кредитной организации.

6. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации, осуществляется в судебном порядке.