Перейти к основному содержанию

Статья 15.3 КоАП РФ. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

Новая редакция Ст. 15.3 КоАП РФ

1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

2. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Примечание. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в настоящей статье, статьях 15.4 - 15.9, 15.11 настоящего Кодекса, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 настоящего Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Комментарий к Статье 15.3 КоАП РФ

1. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту:

- нахождения организации,

- нахождения ее обособленных подразделений,

- жительства физического лица,

- нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.

Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, которые содержатся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Налогового кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, которые не относятся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса, либо на основании заявления физического лица.

Следует учесть, что если месячный срок подачи заявления оканчивается нерабочим днем, то крайний срок переносится на следующий рабочий день (ст. 6.1 НК). Срок в один месяц истекает в то же число следующего месяца. Если в месяце нет такого числа, то срок заканчивается на следующий за ним рабочий день.

В соответствии с комментируемым пунктом при нарушении установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе должностному лицу грозят штрафные санкции в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

2. Правонарушение комментируемого пункта предусматривает прямой умысел, т.е. деятельность, направленную на избежание постановки на учет в налоговом органе.

Административные правонарушения в рассматриваемой статье налагаются на основании постановления суда. Дело возбуждается в соответствии с протоколом об административном правонарушении, составленным налоговым органом.

В соответствии с примечанием к статье 15.3 КоАП индивидуальные предприниматели не могут быть привлечены к установленной названными выше нормами административной ответственности как должностные лица. Указанное правило относится и к случаям, когда индивидуальный предприниматель, не заключая трудовых договоров для исполнения обязанностей руководителя, главного бухгалтера и иных должностных лиц, сам осуществляет права и обязанности названных должностных лиц.

Другой комментарий к Ст. 15.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения выступают финансовые интересы государства в целом, порядок управления, правила государственного учета организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в качестве налогоплательщиков в целях проведения налогового контроля, установленные Налоговым кодексом РФ, иными нормативными актами.

2. Объективная сторона ч.1 ст.15.3 характеризуется противоправным деянием в форме бездействия и выражается в нарушении установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда.

Под сроком постановки на учет следует понимать отрезок времени, необходимый для подачи заявления о постановке на учет в налоговый орган. Заявление организации или индивидуального предпринимателя подается по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации, а при осуществлении деятельности в РФ через филиал и представительство - в течение 10 дней после создания филиала и представительства. Заявление организации о постановке на учет по месту налогообложения недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации. Постановка на учет в налоговых органах физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, осуществляется на основе информации органов, осуществляющих учет и (или) регистрацию указанного имущества, обязанностью которых является сообщать об этом.

3. Объективная сторона указанных юридических составов представляет собой бездействие и выражается в несоблюдении срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда и ведении деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда.

4. Данная статья носит бланкетный характер, поскольку правила государственного учета организаций и физических лиц в качестве налогоплательщиков, установленные ст.83 НК, не охватывают весь спектр проведения налогового контроля. Нормы, регулирующие учет налогоплательщика, устанавливаются правовыми актами нормативного характера, издаваемыми органами исполнительной власти. Например, это касается порядка налогового учета иностранных налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в РФ.

5. Как следует из содержания статьи, субъектами правонарушения выступают должностные лица соответствующего юридического лица; должностные лица органов, осуществляющих регистрацию индивидуального предпринимателя.

Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, не могут нести ответственность по данной статье в силу того, что постановка на учет в налоговом органе, в органе внебюджетного фонда осуществляется на основе информации, предоставляемой соответствующими органами, организациями. Согласно ст.85 НК РФ органы, регистрирующие физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, в течение 10 дней после выдачи свидетельства о регистрации, его изъятия либо истечения срока действия. В таком же порядке органы, выдающие лицензии, свидетельства или иные подобные документы частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам, обязаны сообщать налоговым органам о физических лицах, которым выданы либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы.

6. Субъективная сторона нарушения срока постановки на учет в налоговом органе характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

7. Правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.15.3, может быть совершено только умышленно, поскольку слова "сопряженное с ведением деятельности" подразумевают прямой умысел, направленный на избежание постановки на учет в налоговый орган.

Вместе с тем содержание диспозиции не позволяет проводить различие данного юридического состава в зависимости от нарушения срока постановки подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе внебюджетного фонда, предусмотренного ч.1 настоящей статьи.

8. Привлечение юридического лица за аналогичное правонарушение осуществляется по ст.116, 117 НК.