Перейти к основному содержанию

Статья 15.2 КоАП РФ. Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций

Новая редакция Ст. 15.2 КоАП РФ

Утратила силу.

Комментарий к Статье 15.2 КоАП РФ

Кредитные организации осуществляют проверки соблюдения предприятием порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, которые установлены нормативными актами Банка России (Положение ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" <124> и Положение Банка России от 25 марта 1997 г. "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации").
--------------------------------
<124> См.: Положение ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" // Вестник Банка России. 1998. N 1; 2002. N 61.

Круг предприятий, подлежащих проверке, определяется руководителем учреждения банка в зависимости от объема налично-денежного оборота и имеющейся в банке информации о соблюдении предприятиями установленного порядка работы с денежной наличностью. При этом учитывается также информация других контролирующих органов.

Объектом проверки являются сведения о произведенных операциях по зачислению на банковские счета предприятия наличных денег и их списания из кассы учреждения банка за конкретный период. В ходе проверки уточняется сумма остатка денежных средств в кассе предприятия, проверяется порядок и сроки сдачи выручки в учреждение банка.

Результаты проверки оформляются справкой о соблюдении предприятием порядка работы с денежной наличностью.

В ходе проверки предприятия рассматривается:

1. Полнота оприходования денежной наличности, полученной в учреждении банка.

Проверяется соответствие записей в кассовой книге данным учреждения банка по суммам и срокам. При наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге предприятия выясняются причины. Фактическое наличие денег в кассе предприятия, а также условия хранения наличных денег и ценностей представителем учреждения банка не проверяются. Полнота оприходования в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности, рассматривается налоговыми органами при проведении проверок соблюдения налогового законодательства.

2. Полнота сдачи денег в кассу учреждения банка.

Проверяется соблюдение установленного порядка и сроков сдачи выручки предприятия в банк, устанавливается сумма наличных денег, поступивших за проверяемый период в кассу предприятия, и сопоставляется с суммой денег, сданных предприятием в банк. Кроме того, в случае просрочки выплаты заработной платы или иных социальных выплат проверяется своевременность возврата в кредитное учреждение данных средств.

Сверяются суммы и даты сдачи наличных денег в банк с записями в кассовой книге, при наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге выясняются причины такого положения.

3. Соблюдение согласованных с учреждением банка условий расходования поступающих в кассу предприятия наличных денежных средств.

На основании первичных документов по учету кассовых операций и других бухгалтерских данных рассматривается соблюдение согласованных с банком условий расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу предприятия.

4. Одним из способов проверки фактов превышения предприятием предельных сумм расчетов наличными деньгами с юридическими лицами за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги является анализ первичной учетной документации, касающейся кассовых операций, записи в кассовом журнале, приходно-расходных документах, кассовой книге, отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег (проверяются обороты по счету "Расчеты с подотчетными лицами"), а также товарные чеки, счета, счета-фактуры. При наличии таких фактов в справке по проверке проставляются сумма произведенного платежа и наименование участников расчетов.

5. Соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка наличных денег в кассе предприятия.

Рассматривается соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка кассы на каждый день проверяемого периода. В справке по проверке проставляются данные о лимите остатка кассы, фактических остатках наличных денег в кассе предприятия в дни, когда был превышен лимит.

Процедура проверки соблюдения установленного учреждением банка лимита остатка наличных денег в кассе предприятия включает в себя определение общей суммы превышения лимита остатка кассы (если таковое имеется), установление средней величина превышения, рассчитываемой исходя из суммы превышения и количества дней, в течение которых имело место превышение лимита.

6. Ведение кассовой книги и других кассовых документов.

Рассматривается соблюдение установленного порядка оформления операций по приему и выдаче наличных денег из кассы предприятия, ведение форм первичной учетной документации по кассовым операциям (приходных и расходных кассовых ордеров, журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовой книги, книги учета принятых и выданных кассиром наличных денег), составление ежедневного отчета кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными документами, расчетно-платежными ведомостями.

Отмечается качество и периодичность составления первичных кассовых документов по приему и выдаче наличных денег, соответствие записей в приходно-расходных документах записям в кассовой книге и другие.

По результатам проверки проверяющим делаются выводы и вносятся необходимые рекомендации руководству предприятия по устранению имеющихся недостатков по оформлению кассовых операций и работе с денежной наличностью.

Справка по результатам проверки составляется в 3 экземплярах и подписывается руководителем, главным (старшим) бухгалтером предприятия и представителем учреждения банка (проверяющим).

В случаях когда в ходе проверки не установлены факты нарушений предприятием порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, проверяющий может ограничиться заполнением 2 экземпляров справки.

Справка о результатах проверки рассматривается руководителем учреждения банка или его заместителем в трехдневный срок. После этого третий экземпляр справки передается предприятию, второй - остается у кредитной организации. В случае установления фактов нарушений порядка работы с денежной наличностью первый экземпляр справки направляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика для решения вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности.

Другой комментарий к Ст. 15.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения являются правила организации денежного обращения на территории Российской Федерации, установленные Положением Банка России от 5 января 1998 г. "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации", Положением Банка России от 25 марта 1997 г. "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации", иными нормативными актами.

2. Отношения кредитных организаций с клиентами, а также учреждениями Банка России осуществляются на договорной основе. Порядок урегулирования претензий по выявленным недостаткам, излишкам, неплатежным и поддельным денежным знакам определяется договором.

3. Должностные лица банков не вправе требовать от организаций выполнения несвойственных им функций, включая контрольные. Однако в соответствии со ст.24 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. "О банках и банковской деятельности" кредитные организации обязаны организовать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций.

4. Объективная сторона правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в невыполнении должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций.

5. Учитывая бланкетный характер диспозиции, при привлечении виновного лица необходимо устанавливать, в чем выразилось нарушение.

6. Субъектом правонарушения выступают должностное лицо банка, а именно руководитель, заместитель руководителя банка, а также специалисты, на которых возлагаются функции внутреннего контроля.

7. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла.

8. Рассмотрение дел, связанных с невыполнением обязанностей по контролю за соблюдением правил кассовых операций, осуществляется налоговыми органами, федеральными органами налоговой полиции.