Перейти к основному содержанию

Статья 14.8 КоАП РФ. Нарушение иных прав потребителей

Новая редакция Ст. 14.8 КоАП РФ

1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

4. Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

5. Отказ потребителю в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием его здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или его возрастом, кроме случаев, установленных законом, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

6. Продажа отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин с нарушением установленного законодательством о защите прав потребителей требования об обеспечении возможности использовать отдельные виды технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

7. Отказ в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, если предоставление персональных данных является обязательным в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами или непосредственно связано с исполнением договора с потребителем, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Примечание. В случае отказа двум и более потребителям одновременно в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием их здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или их возрастом, либо в случае соответствующего неоднократного отказа одному или двум и более потребителям одновременно административная ответственность, предусмотренная частью 5 настоящей статьи, наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности.

Комментарий к Статье 14.8 КоАП РФ

1. Объект правонарушения, как и в предыдущей статье, составляют имущественные отношения, урегулированные действующим законодательством о защите прав потребителей при осуществлении торговли по договору розничной купли-продажи.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, посягающих на установленные законом права и законные интересы потребителей:

на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы (ч. 1 комментируемой статьи);

включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя (ч. 2 комментируемой статьи);

непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом (ч. 3 комментируемой статьи).

3. Часть 1 комментируемой статьи направлена на обеспечение получения необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Согласно ст. 495 Гражданского кодекса продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона "О защите прав потребителей" (далее - Закон) необходимая и достоверная информация об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ.

Статья 9 Закона указывает, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия лицензии и (или) указанного свидетельства, а также информация об органе, выдавшем лицензию и (или) указанное свидетельство.

Указанная информация должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

Согласно ст. 10 ЗоЗПП России изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ (о доведении до потребителей информации о происхождении импортированной алкогольной, спиртосодержащей, табачной продукции см. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 872).

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством РФ;

цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг);

гарантийный срок, если он установлен;

правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера);

информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанную в п. 4 ст. 7 Закона;

информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Указанная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Сказанное в полной мере подтверждается следующим примером из судебной практики.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (Управление, административный орган) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 КоАП в виде штрафа.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проверки в связи с установлением данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ведущим специалистом отдела надзора Управления за питанием населения вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, составлен протокол по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП, в котором зафиксирован факт реализации вина виноградного натурального полусладкого красного с нечетко проставленной маркировкой (нечитаемым месяцем выработки).

Постановлением общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП в виде взыскания штрафа.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП, является нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре.

Привлекая общество к административной ответственности, административный орган усмотрел объективную сторону этого правонарушения в действиях общества, выраженных в осуществлении оборота вина виноградного натурального полусладкого красного с нечетко проставленной датой выработки (нечитаемым месяцем выработки), и квалифицировал данное правонарушение как нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о дате изготовления реализуемого товара.

Судом установлен факт наличия указанной даты розлива вина с четким отпечатыванием месяца. Дата розлива вина, как правильно указал суд, и является датой его изготовления.

Кроме того, судом установлено, что предметом исследования в ходе проведения мероприятий являлось вино виноградное натуральное полусладкое красное с датой розлива 01.03.2006, объемом 0,75 л, в то время как представленные обществом документы подтверждают факт реализации данного вина объемом 0,7 литра. Документы, подтверждающие оборот указанного вина объемом 0,75 литра, административным органом не представлены.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, Арбитражный суд Красноярского края сделал обоснованный вывод о недоказанности административным органом факта наличия в действиях общества признаков объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП.

4. Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законом, является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 2 комментируемой статьи.

Согласно ст. 16 Закона условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

Запрещается обуславливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).

Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

5. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 данной статьи, посягает на установленные законом льготы и преимущества потребителя в сфере реализации договоров купли-продажи, выполнения работ и оказания услуг.

Основные виды льгот и преимуществ, категории граждан, которые имеют право ими пользоваться, а также порядок предоставления этих льгот и преимуществ определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами (Федеральные законы от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах").

6. Субъекты данного правонарушения - юридические лица, а также должностные лица.

7. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

8. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП", учитывая, что в Особенной части КоАП административные правонарушения, выразившиеся в нарушении законодательства о защите прав потребителей, не выделены в отдельную главу, при квалификации конкретного правонарушения следует выяснять, были ли им нарушены требования (правила), установленные нормами законодательства о защите прав потребителей, имея в виду, что постановление по делу об указанных административных правонарушениях не может быть вынесено по истечении одного года со дня их совершения (статья 4.5 КоАП России).

В постановлении по делу о таком правонарушении должны быть приведены обстоятельства, на которых основан вывод судьи о том, что данным правонарушением нарушено законодательство о защите прав потребителей.

Другой комментарий к Ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объект правонарушения - права и интересы граждан на приобретение товаров (работ и услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах и услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), предусмотренные Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей", Правилами торговли.

Информация о товарах (работах, услугах) должна содержать: обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги); сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), а в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утверждается Правительством РФ. Кроме того, в информации указываются: цена и условия приобретения товаров (работ, услуг); гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с Законом о защите прав потребителей, а также сведения о необходимых действиях потребителя, если товары становятся непригодными для использования по назначению; место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы); обязательное подтверждение соответствия товаров (работ, услуг); указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), сведения о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги); указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений. Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении и в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории РФ, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Режим работы продавца (исполнителя) доводится до сведения потребителей и должен соблюдаться торгующей организацией.

2. Объективная сторона правонарушения, сформулированная диспозицией комментируемой статьи, характеризуется нарушением права потребителя на получение необходимой и достоверной информации: о реализуемом товаре (работе, услуге); об изготовителе; о режиме их работы и выражается в несоблюдении изготовителем (исполнителем, продавцом) обязанностей по своевременному предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации (ч.1 ст.14.8); включении в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя (ч.2 ст.14.8); непредоставлении потребителю льгот и преимуществ, установленных законом (ч.3 ст.14.8).

3. Понятие необходимой информации включает полноту и исчерпывающий характер сведений, позволяющих потребителю составить точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце).

Достоверность предоставляемой информации означает, что все сведения, сообщаемые потребителю, соответствуют действительности, касаются ли они изготовителя (исполнителя, продавца), товара (работы, услуги) или режима работы продавца (исполнителя).

4. Потребитель - гражданин, намеревающийся заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Изготовитель - организация независимо от формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Продавец - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующий товары потребителям по договору купли-продажи.

Поставщик - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, продающий либо производимые им товары, либо товары, закупленные им для продажи.

5. Учитывая, что норма является бланкетной, в каждом случае привлечения виновного лица к ответственности следует устанавливать, какое правило нарушено и в чем это нарушение проявилось с указанием на соответствующий пункт правила.

6. Правонарушение с субъективной стороны характеризуется виной: должностное лицо знает, осознает, что нарушает права потребителя, но при этом не предоставляет необходимую и достоверную информацию о реализуемом товаре (работе, услуге) об изготовителе, о продавце, об исполнителе, о режиме работы, включает в договор условия, не предусмотренные законом, не предоставляет потребителю льгот и преимуществ. Формы вины не влияют на санкцию.

7. Субъектами правонарушения выступают должностные лица, юридические лица, осуществляющие торговлю и услуги.