Перейти к основному содержанию

Статья 14.17 КоАП РФ. Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Новая редакция Ст. 14.17 КоАП РФ

1. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

2. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией изготовленной продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

3. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

4. Производство, закупка, поставка, хранение и (или) перевозка алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров, за исключением производства, закупки, поставки, хранения и (или) перевозки в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре объемом более 1500 миллилитров, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

5. Использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое не зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования.

6. Использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, зарегистрированным, но не законсервированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в отсутствие лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования.

7. Использование основного технологического оборудования для производства этилового спирта, зарегистрированного и законсервированного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в отсутствие лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования.

Примечание. Под грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, при производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части 2 настоящей статьи понимаются:

использование основного технологического оборудования, предназначенного для производства этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) алкогольной продукции и (или) их хранения, для производства и (или) хранения на том же оборудовании непищевой продукции, за исключением отходов основного производства;

поставка этилового спирта, в том числе денатурата, организации, не имеющей соответствующей лицензии или имеющей лицензию, действие которой приостановлено, либо не имеющей уведомления;

поставка алкогольной и (или) спиртосодержащей пищевой продукции организации, не имеющей соответствующей лицензии или имеющей лицензию, действие которой приостановлено;

производство этилового спирта, технологией производства которого предусматривается получение барды (основного отхода спиртового производства), при отсутствии ее полной переработки и (или) утилизации на очистных сооружениях;

производство этилового спирта, в том числе денатурата, из сырья, не включенного в перечень пищевого и непищевого сырья, используемого для производства этилового спирта, в том числе денатурата, утверждаемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

производство и оборот спиртосодержащей непищевой продукции (за исключением предназначенной для розничной продажи), на этикетке которой не содержится информация об опасности использования для жизни или здоровья граждан этой продукции в пищевых целях;

поставка денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции с содержанием денатурирующих веществ, не соответствующих установленным законом перечню и концентрации денатурирующих веществ или их смесей, либо с нарушением порядка использования денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции;

реализация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции;

осуществление любых технологических процессов и операций по переработке денатурированного этилового спирта или денатурированной спиртосодержащей продукции в целях удаления денатурирующих веществ.

Комментарий к Статье 14.17 КоАП РФ

1. Объект правонарушения - общественные отношения в сфере соблюдения установленного порядка производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Правовое регулирование данной сферы отношений осуществляется посредством

- федеральных законов;

- нормативных правовых актов РФ;

- законов субъектов РФ, принимаемых в соответствии с вышеуказанными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ;

- нормативных правовых актов субъектов РФ, принимаемых в соответствии с вышеуказанными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.

При этом ключевым федеральным законом является Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты, устанавливающие особый порядок производства и оборота этилового спирта (см. также Постановление Правительства от 4 июля 2002 г. N 494 "О товарных знаках на алкогольную и спиртосодержащую продукцию").

Производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - производство организацией такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд.

Организации, осуществляющие производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и использующие в указанных целях основное технологическое оборудование, изготовленное как на территории РФ, так и за пределами ее территории, обязаны иметь на указанное оборудование сертификат соответствия и положительное заключение государственной экологической экспертизы, выданные в порядке, установленном законодательством РФ.

Производство этилового спирта вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 миллионов рублей.

Закупка - форма организованного приобретения продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей (поставщиков) для последующей переработки или реализации потребителю (покупателю) на взаимовыгодных договорных условиях.

Закупка этилового спирта для производства алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд осуществляется при условии представления уведомления.

Поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для федеральных государственных нужд осуществляются в соответствии с законодательством РФ о поставках продукции для федеральных государственных нужд.

С 1 января 2006 г. признан утратившим силу Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", который регулировал отношения, возникавшие между организатором (государственным заказчиком) и участниками конкурса (поставщиками (исполнителями)) в процессе его проведения. Государственный заказчик размещал заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем проведения конкурсов, если иное не предусмотрено законодательством (см. преамбулу Федерального закона от 6 мая 1999 года N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд").

В настоящее время законодательство о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который вступил в силу с 1 января 2006 года.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий:

промышленное производство этилового спирта в объемах, превышающих квоты (ч. 1 комментируемой статьи);

поставка этилового спирта из сырья всех видов организации, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты (ч. 2 комментируемой статьи);

закупка этилового спирта из сырья всех видов организацией, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты (ч. 3 комментируемой статьи);

промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ч. 4 комментируемой статьи).

На практике имеются случаи привлечения к административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии на право торговли этой продукцией по ч. 4 ст. 14.17 КоАП, что свидетельствует о неправильной квалификации таких правонарушений как налоговыми органами, так и судами.

В соответствии с письмом Министерства РФ по налогам и сборам от 30 апреля 2004 г. N 14-2-03/2023 "О практике рассмотрения судами дел в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" при применении комментируемой статьи следует учитывать, что в соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях" применение мер административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии на право торговли этой продукцией производится на основании ч. 3 ст. 14.16 КоАП.

3. Субъекты данного правонарушения - юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Другой комментарий к Ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объект правонарушения - экономические интересы РФ, права и интересы потребителей, порядок управления, правила и стандарты промышленного производства и оборота этилового спирта, установленные Федеральным законом о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

2. Этиловый спирт - спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья методом спиртового брожения либо гидрадацией этилена с последующей перегонкой и ректификацией или без нее.

3. Промышленное производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - производство такой продукции юридическим лицом в объеме, превышающем потребности собственного производства, в целях ее продажи и получения прибыли.

4. Оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.

5. Закупка и поставки этилового спирта для федеральных государственных нужд осуществляются на основании законодательства РФ о поставках продукции для федеральных государственных нужд организациями, имеющими оборудование для хранения и отпуска этилового спирта, а также лаборатории контроля его качества (см. Положение о закупке и поставке этилового спирта из пищевого сырья на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 марта 1997 г.).

6. Поставки этилового спирта для удовлетворения потребностей субъекта Федерации разрешаются в пределах квот, выданных данному субъекту Федерации.

7. Закупка этилового спирта разрешается только организациям в пределах выделенных квот на его закупку. Квоты на закупку этилового спирта определяются исходя из баланса его производства и потребления с учетом заявленных потребностей Российской Федерации и ее субъектов. При этом суммарный объем квот на этиловый спирт, используемый для производства алкогольной продукции, потребляемой на внутреннем рынке РФ, не должен превышать аналогичный показатель предыдущего года более чем на 10%. Квоты на закупку этилового спирта выдаются организациям при наличии предусмотренных законом лицензий на осуществление деятельности с использованием этилового спирта.

8. Порядок определения квот на закупку этилового спирта устанавливается Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 8 февраля 1996 г.).

9. Производство этилового спирта и спиртосодержащих растворов осуществляется по квотам только государственными предприятиями и акционерными обществами, контрольный пакет акций которых принадлежит государству (постановление Правительства РФ от 6 октября 1998 г.). Первоочередное право на получение квот для производства или потребления этилового спирта имеют организации, работающие по ресурсосберегающим, экологически безопасным технологиям.

10. Квота определяет объем производства продукции юридическим лицом в соответствии с балансами производства и потребления этилового спирта из всех видов сырья.

Квотирование производства продукции осуществляется на основании предложений юридических лиц о намечаемых в следующем году объемах производства продукции с необходимыми обоснованиями.

Корректировка квот на производство продукции осуществляется в пределах общего объема производства в соответствии с балансами производства и потребления этилового спирта из всех видов сырья.

Сведения об установленных квотах на производство продукции направляются в Министерство РФ по налогам и сборам и иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их запросами.

Производство продукции без соответствующих квот запрещается (см. Правила выдачи квот на производство этилового спирта из всех видов сырья, денатурированного спирта и спиртосодержащих растворов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1998 г.).

11. Поставка (отпуск) продукции осуществляется на основании специального разрешения, в котором указываются: адрес поставщика; наименование получателя (покупателя), его реквизиты; наименование продукции; сроки поставки; регистрационный номер и подпись руководителя, заверенная печатью организации, выдавшей специальное разрешение.

Специальное разрешение на поставку (отпуск) продукции действительно в течение указанного в нем срока. Сведения о выданных специальных разрешениях на поставку (отпуск) продукции представляются в Министерство РФ по налогам и сборам и иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их запросами (см. Правила выдачи специальных разрешений на поставку (отпуск) этилового спирта, произведенного из всех видов сырья, денатурированного спирта и спиртосодержащих растворов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1998 г.).

12. О понятии лицензии см. комментарий к ч.3 ст.14.1.

Деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением розничной продажи алкогольной и непищевой спиртосодержащей продукции, осуществляется только юридическими лицами независимо от их формы собственности на основании лицензий.

Лицензии выдаются на следующие виды деятельности:

производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и экспорт этилового спирта и алкогольной продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; экспорт алкогольной продукции; импорт, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, а также другие виды производственной деятельности, при осуществлении которых в качестве сырья или вспомогательного материала используется этиловый спирт; розничная продажа алкогольной продукции.

Лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции.

Лицензии на производство и оборот произведенных этилового спирта и алкогольной продукции выдаются только организациям, которые имеют специальное оборудование.

13. Объективная сторона правонарушения характеризуется совершением активных действий и выражается в:

а) промышленном производстве этилового спирта в объемах, превышающих квоты (ч.1 ст.14.17);

б) поставке этилового спирта из сырья всех видов организацией, не имеющей специального разрешения на поставку (ч.2 ст.14.17);

в) закупке этилового спирта из сырья всех видов организацией, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты (ч.3 ст.14.17);

г) промышленном производстве или обороте этилового спирта, алкогольной продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ч.4 ст.14.17).

14. Учитывая, что диспозиция ст.14.17 является бланкетной, в каждом случае привлечения к административной ответственности следует устанавливать, какое правило производства, поставки или закупки этилового спирта нарушено.

15. С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Лицо, зная, осознавая противоправный характер действий, желает их совершения, либо безразлично относится к соблюдению установленных требований к промышленному производству, поставке или закупке этилового спирта.

16. Субъектом нарушения являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностные лица.